Русская версия English version
     Вопросы и ответы

задать свой вопрос

Вопрос: Почему концепция консолидации (уплотнения) в пределах существующих городских границ является предпочтительной моделью развития и застройки Перми?

Ответ:

Пермь никогда не станет городом с высокой степенью консолидации (плотности) застройки. Однако существующий низкий уровень плотности застройки заставляет пермяков совершать очень много передвижений, что увеличивает нагрузку на улично-дорожную сеть и ведет к избыточному энергопотреблению. Следовательно, некоторое уплотнение застройки и придание ей многофункционального характера можно считать здоровым сценарием развития города. Сама по себе городская среда не представляет угрозы для городских жителей - разумеется, при правильном ее проектировании. Более того, все изобретения и инновации человечества были созданы в городах (а не, скажем, в пригородах). Существующая территория Перми может вместить больший объем застройки, без такого повышения ее плотности, которое создавало бы неудобства для населения.

Вопрос: Как можно повысить качество городской среды для плотной застройки?

Ответ:

Это может быть сделано путем создания продуманной системы общественных пространств и зеленых зон, которые необходимо поддерживать в хорошем состоянии, сформировав таким образом «зеленые легкие» города: выделенные зоны отдыха и рекреации непосредственно в среде города. И значительную роль здесь может сыграть система долин малых рек и оврагов, которые можно превратить в территории рекреации, использовать под частные участки и экологические зоны.

Вопрос: Существует общемировая тенденция по переселению значительной части горожан в пригороды. Как это учитывается в разработке Мастер-плана?

Ответ:

Развитие пригорода действительно стало заметной тенденцией последних 50 лет - особенно в богатых странах. Мы считаем это естественным процессом, который начинает происходить при достижении средним классом определенного уровня достатка. Однако есть существенная разница между созданием разумно спланированного пригорода вблизи городских центров и плановым «расползанием» города.

Стратегический Мастер-план предполагает выделение значительных площадей под индивидуальное строительство частных домов и пригородную застройку вдоль существующих границ города. Помимо этого существуют многочисленные поселения, которые сегодня находятся в плохом состоянии, а также заброшенные индустриальные зоны. Все это можно использовать для качественной застройки пригородного типа. Более того, существует большой пространственный потенциал вокруг удаленных районов и зон внутри существующей Пермской агломерации. Однако неверным будет утверждать, что создание масштабных монофункциональных пригородных поселений вдалеке от центра, от маршрутов общественного транспорта - это самый эффективный путь градостроительного проектирования и застройки.

Вопрос: Какие тенденции существуют в современном градостроительстве, к примеру, в Европе?

Ответ:

Население большинства европейских городов неуклонно снижается, начиная с послевоенного периода. В результате - уже около 15 лет - эти города сосредоточиваются на том, чтобы увеличить жилищную функцию внутренней части города. Это происходит с того момента, когда политики, инвесторы и исследователи поняли, что привлекательность внутригородского пространства в Европе падала именно по причине малого количества жилых домов.

В настоящее время превалирующей тенденцией в европейских городах стало повышение доли жилой застройки до уровня порядка 20-30%. Такая плотность создает возможность для создания многофункциональных зон, что удобно для горожан и выгодно с экономической точки зрения. Американские и азиатские города развиваются по другим моделям, но именно европейская модель города является наиболее комфортной для жизни людей. И Пермь мы воспринимаем как европейский город с мощным европейским наследием. Архитектурные и культурные памятники должны быть сохранены, отреставрированы и доступны для населения.

Вопрос: Если не остановить «расползание» Перми, она может превратиться в «город-губку». Чем это чревато для горожан?

Ответ:

«Город-губка» - это такой города, где бывшие промышленные зоны, заброшенные районы и пространства не используются, не застраиваются заново, так как строительство все время ведется на неразработанных территориях, на девственных землях.

Важно понимать, что существуют значительные различия между таким «городом-губкой» и городом с сетевой структурой.

Безусловно, для Перми наиболее привлекательным вариантом является модель сетевого города, в котором отдаленные районы являются локальными центрами, а между ними и центром города поддерживается природный ландшафт высокого качества. Непременное условие сетевого города - это, прежде всего, необходимый уровень плотности застройки этих вторичных центров, достаточный для поддержания удобств и услуг на адекватном уровне, и во-вторых, совершенная система общественного транспорта и развитая дорожная сеть. К сожалению, в Перми эти элементы явно отсутствуют.

Таким образом, приоритетной для Перми должна быть повторная застройка заброшенных ныне территорий. А также улучшение общественного транспорта и улично-дорожной сети. Разумеется, вышесказанное не означает, что строительство на свободных землях полностью запрещено. Строительство некоторых объектов и точечная застройка (при определенных обстоятельствах) возможны даже в таком уникальном месте Перми, как Камская долина.

Вопрос: Что такое многофункциональные жилые зоны?

Ответ:

Когда говорят о многофункциональности в существующих жилых зонах, имеют в виду создание там предприятий сферы услуг, торговли, досуга и т.д. В частности, магазинов, кафе и ресторанов и другой микроэкономической деятельности местных жителей. Это приведет к созданию более комфортной среды для населения, так как снизит необходимость избыточного перемещения горожан, позволит им сэкономить время и силы.

Вопрос: Расскажите о преимуществах компактного города?

Ответ:

Если город в своем развитии осваивает новые пространства, вся его инженерная инфраструктура возрастает в размерах в разы. Это в свою очередь значительно увеличивает издержки на их эксплуатацию. Ведь сети, трубопроводы, линии электропередач во всем городе требуют постепенной модернизации и замены. Отсюда легко сделать вывод о том, что компактный города является более экономичным, с точки зрения стоимости обслуживания сетей и общих затрат на его содержание.

Вопрос: Предлагая Перми стать компактным городом, не пытаются ли разработчики стратегического Мастер-плана просто перенести сюда свою «голландскую ментальность». Действительно ли это путь к развитию?

Ответ:

Идея развития Перми как компактного города мало связана с «голландской ментальностью» как таковой. Скорее речь идет о нынешнем состоянии нашей планеты, которое требует от нас более эффективного использования ресурсов. Научные исследования показывают, что «разбросанные» города, в которых существует повышенное использование индивидуального автотранспорта, оказывают резко негативное влияние на окружающую среду. Экологическая ответственность сегодня - необходимое условие жизни на человека на Земле.